Протоиерей Виктор Гуров,
настоятель Ильинского храма с.Селихово,
директор Детско – юношеского центра «Новая Корчева» г.Конаково
Безценным (не имеющим цены) даром именуют многое: природу, здоровье, человеческие отношения (дружбу, любовь), мудрость, унаследованные таланты, милость Божию и ещё разное; и, конечно, саму жизнь, в которую всё перечисляемое включается.
Спаситель в Нагорной проповеди (Мф 6, 19, 20) говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где воры не подкапывают и не крадут…» В этой великой заповеди определена суть двух пониманий смысла человеческой жизни, двух мировоззрений, двух систем жизненных ценностей[1]. Одни ставят целью достижение земных сокровищ, удовольствия, счастья; другие ищут спасения. Идущие к достижению так называемого земного счастья не понимают тяготеющих к духовному и стремящихся к спасению, считают их отсталыми в жизни. Но случается тот, кто, казалось бы, обрел многие земные радости веселый поэт вдруг недоумевает:
«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?» [2]
Поэта с любовью вразумляет избравший путь спасения архипастырь:
«Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной и на казнь осуждена.» [3]
«Человек есть политическое животное», - подытоживает свои наблюдения за людьми греческий философ Аристотель, живший за 3 века до Рождества Христова. [ ]
«Человек есть тайна», - пишет русский писатель Ф.М.Достоевский и устами героя романа «Братья Карамазовы» высказывает библейскую мысль, что сердце человека – это поле духовной битвы, где дьявол борется с Богом. [ ]
Искажение слова Божьего от лукавого. Также от лукавого искажаются понятия: любовь, счастье, свобода, красота… Чувство счастья дано человеку при сотворении его Богом. «Сотворил Бог мужчину и женщину и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею…» (Бытие 1;28) С грехопадением человек исказил образ Божий, по которому он сам и был сотворен. Но с приходом в этот мир Спасителя изменение человека, возвращение его к Создателю и спасение для него стало возможным; и жизнь его – безценный дар – наполнилась смыслом. При этом ни чувствовать, ни любить человеку не возбраняется. Ибо сам Господь и есть любовь. Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы научить людей жить, любить и быть свободными от греха. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 13, 34) – учил Спаситель своих учеников.
Для того, чтобы услышать Бога, нужно иметь чистое сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5; 6) Чистое сердце – внимательное, отзывчивое, чуткое, жертвенное, любящее. Есть люди, родившиеся с открытым сердцем Богу. Было и есть много других, отзывающихся на слово Божие, но разными путями приходящим к нему. Несть числа всем тем, кто исповедовал своею жизнью, этим безценным даром, Иисуса Христа, тех, кто не пожалел живота своего, остался воином Христовым до последнего мгновения земной жизни. Русская земля прославилась тысячами святых. Но не все имена исповедников, праведников, преподобных, мучеников еще открыты.
За почти 1000-летнюю историю христианства на Верхневолжьи причислено к лику святых около 250 угодников Божьих. Среди них: преподобный Ефрем Новоторжский, святители епископы Симеон и Арсений, святой благоверный князь Михаил Тверской и святая благоверная княгиня инокиня Анна Кашинская, святитель Филипп Митрополит Московский, преподобные Макарий Калязинский и Нил Столобенский, святитель Иов Патриарх Московский и Всея Руси, блаженный Константин Новоторжский и многие другие – всего 42 угодника Божия прославлены на Тверской земле с ХI по ХIХ век. [ ] В ХХ веке в течение двух десятилетий мученическую смерть за Христа приняли сотни и сотни православных, живших на Тверской земле. Из них в ХХI веке 200 причислены к лику святых как священномученики. В 1929 году в Твери за Христа пострадали священномученик протоиерей Федор Колеров, миряне Ананий Бойков и Михаил Болдаков; в 1937-м – самом кровавом – священномученик Фаддей Успенский, архиепископ Тверской, преподобномученик Иона Смирнов, иеромонах и многие десятки других. Большая часть священномучеников расстреляна под Тверью, а 20 угодников Божьих – на Бутовском полигоне под Москвой. [ ]
Среди принявших мученическую смерть в 1937 году в Бутово находится протоиерей Арсений Троицкий, настоятель Ильинского храма с.Селихово. [ ]
Арсений Троицкий родился 28 октября 1880г. в с.Гриднёво Тверского уезда Тверской губернии. Окончив в октябре 1903г. Тверскую духовную семинарию он был рукоположен Архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием в священнический сан и направлен в храм святого пророка Божия Илии в с.Селихово Корчевского уезда. Здесь он прослужил до 1930 года; дважды арестовывался.
Еще будучи семинаристом Арсений Троицкий по благословению Владыки Димитрия произнес проповедь в день памяти трех святителей. И в начале ее он сказал: «…мы православные служители, в настоящий день творим память трех великих святителей и наставников наших… Для чего же мы совершаем это воспоминание?... Ответим на это словами апостола Павла: да взирающие на окончание жительства подражаем вере их…, чтобы мы, чтущие память их, поучались их добродетельной жизни, подражали вере их, благодаря которой они содеяли правду, получили обетование, стяжали себе неувядаемые венцы жизни вечной. Но спросим себя, идем ли мы на этот подвиг веры, совершаем ли его и подражаем вере своих руководителей? Подвиг этот велик, и редко кто из нас совершает его. Он состоит в том, чтобы жить свято, в простоте и истине, чтобы во всех делах и начинаниях предавать себя на волю Божию, жить для Бога и так быть верным ему и надеяться на его благость и милосердие, чтобы ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в него… И, завершая проповедь, процитировал слова Василия Великого, сказанные в ответ на угрозы царского епарха Модеста: « Изгнания я не боюсь, потому что вся земля моя, или лучше сказать Божия. Мучения не боюсь, потому что они приведут меня к желанному концу, и ты окажешь мне милость, что скорее пошлешь меня к Богу.»
Чего же нам недостает для достижения совершенства и для получения истинного блага?
Недостает одного, именно: веры и любви к Богу, такой любви, какою пламенели души святых наставников наших, которая не останавливалась бы ни пред какими несчастиями и бедствиями жизни, ради которой мы всегда были бы готовы положить душу за други своя, от которой не могли бы разлучить нас ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч (Рим.8:35)»
И эта проповедь семинариста Арсения Троицкого оказалась программой его жизни.
Служа в Ильинском храме отец Арсений показал себя ревностным священником; занимался катехизацией безграмотных; открыл в селе библиотеку внимательным, милосердным, заботливым к нуждам и чаяниям прихожан пастырем. Он брался за многое и многое успевал – служить, просвещать, помогать людям, организовывать жизнь прихода. Во время 1-ой мировой войны помогал больным и раненым воинам.
В послереволюционное время продолжал воспитывать своих прихожан в православном духе и укреплять в православной вере. С появлением обновленчества о.Арсений стал активным его противником. В 1923 году на собрании духовенства и мирян он предложил резолюцию, в которой в частности говорилось: «Наша Православная Церковь есть столп и утверждение истины; в ней, как в теле Христовом, всё вечно юно, все вечно живо, все благодатно – действенно, как в теле Христовом; Русская Православная Церковь есть хранительница веры Христовой…» За авторство этого постановления протоиерей Арсений Троицкий был арестован в мае 1923 года, приговорен к трем годам заключения, которые отбывал в Соловецком концлагере на Белом море. В 1926 году о.Арсений вернулся в Ильинский храм и служил здесь до августа 1930 года, до второго ареста. Его ложно обвинили в контрреволюционной деятельности и развале колхозов и приговорили к ссылке, которую он отбывал в Актюбинске в Казахстане. На самом же деле о.Арсений призывал прихожан к смирению, чтобы сохранился храм, чтобы утверждалась православная вера.
Вернувшись из ссылки протоиерей Арсений Троицкий служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы с.Власово Шатурского района Московской области.
28 октября 1937 года он был арестован вместе с другими священниками Покровского храма и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Его обвинили в контрреволюционной деятельности. Предъявленные ему улики о.Арсений не признал. 17 ноября 1937 года по решению тройки НКВД его приговорили к расстрелу. 19 ноября Арсений Троицкий был расстрелян и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В 1989 году протоиерей Арсений Троицкий был реабилитирован. А в 2001 - причислен Святой Православной Церковью к лику священномучеников для всеобщего церковного почитания.
В те годы, когда о.Арсения арестовывали и когда он находился в ссылке Ильинский храм пытались и взорвать, и закрыть. Но прихожане, вдохновленные своим пастырем, его горячей верой в Господа, его преданностью Православной Церкви, его бесстрашием перед физической смертью, его любовью к Иисусу Христу и заботой о них пасомых, не позволили уничтожить храм, не позволили и закрыть его. Их имена известны, их помнит приход.
Во время гонений храм обветшал и частично пострадал от времени, но в послевоенное время усилиями настоятелей (в особенности протоиерея Михаила Фёдорова) отреставрирован и приведен в надлежащий вид. В настоящее время здесь ведется работа с детьми. Прихожане укрепляются в вере и обращаются с молитвами к священномученику Арсению Троицкому.
Литература
- М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений», Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2003г.
- А.С.Пушкин «Стихотворения», изд. «Детская литература», г.Москва, 2016г.
- Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, святитель. Богословский вестник, 1 №1 (1917) 16. Издание 3. Ярославль, 1915г.
- Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы», изд. «Эксмо», г.Москва, 2015г.
- Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Тверь, 1991г.
- Жития священномученика Арсения Троицкого. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Ноябрь», г.Тверь, 2003г.